Проект мега-школы удостоен награды «Золотая капитель»

Награждение победителей 28-го независимого национального архитектурного рейтинга «Золотая капитель» состоялось 28 августа. Этот профессиональный конкурс ежегодно проводится в Новосибирске на протяжении уже более четверти века, начиная с 1996-го. Организатор рейтинга — Сибирский Центр Содействия Архитектуре. В жюри, по данным оргкомитета, входят признанные «архитектурные звезды», общественные деятели в сфере архитектуры, председатели профессиональных творческих союзов.

В этом году на рейтинг было подано 100 работ из Барнаула, Владивостока, Владикавказа, Воронежа, Екатеринбурга, Ижевска, Иркутска, Кемерова, Красноярска, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Ростова-на-Дону, Роттердама, Санкт-Петербурга, Шлиссельбурга, Ярославля. В результате тщательного отбора в суперфинал «Золотая капитель» - 2024 допустили только 13 проектов, и каждый из них конкурсантам пришлось защищать перед строгим жюри.


В итоге, представленный ПИ «Гипрокоммундортранс» (ГКДТ) проект воронежского общеобразовательного центра «Содружество» вошёл в число победителей, получив награду «Золотая капитель», которую можно сравнить с архитектурным «Оскаром».


Во время защиты в online-формате, главный архитектор проекта Алла Лалакина пояснила жюри, что официальное название мега-школы символизирует сотрудничество с белорусским застройщиком. Её возведение стало возможным благодаря национальному проекту «Образование».


Напомним, что открытие образовательного центра состоялось 1 сентября 2023 года. Общая площадь здания составляет 60 000 м2, а земельного участка – около 10 га. Мега-школа рассчитана на 110 классов. Такая нестандартная вместимость учебного заведения продиктована его расположением на территории интенсивно развивающейся жилой застройки. Вокруг «Содружества» запланировано создание большого социального кластера, включающего спортивный центр, детсад на 600 мест, поликлинику с подстанцией скорой помощи.


Создание такой большой школы не обошлось без публичного скепсиса. Не все верили, что уникальный проект удастся реализовать на должном качественном уровне. Дополнительные трудности возникли после введения санкций, когда импортные материалы пришлось менять на аналоги. Тем не менее образовательный центр достроили в срок, он стал гордостью и архитектурной достопримечательностью региона.


Главным консультантом при разработке проекта мега-школы был «Институт развития образования» Воронежской области. Архитектура здания продиктована новаторским подходом к образованию, принципом нелинейного расписания, уходом от коридорной системы.


Радиальная планировка образовательного центра, символизирующая процесс открытий и широкого кругозора, повлияла на форму объекта. У архитекторов ГКДТ возникла идея воспроизвести межпланетную орбитальную станцию, которая состоит из нескольких корпусов-модулей с отсеками, пищеблоками, объединенными общешкольным центром. Здание имеет две основные части: начальная школа на 1040 учеников и основная – на 1820 мест.


Центральное ядро старшей школы – это планета знаний, к которой «пристыкованы» модули специализированных учебных блоков: Наука, Технология и IT, Общество, Россия и Мир, Искусство, Спорт.


При проектировании перед специалистами ПИ «Гипрокоммундортранс» стояло много сложных задач: как избежать столпотворения учеников, преподавателей и персонала на входе в здание, каким образом оптимизировать пути перемещения внутри образовательного центра, накормить за две перемены почти 3000 детей, избежать вспышек инфекционных заболеваний. Именно поэтому архитекторы сделали обособленными друг от друга начальную и старшую школы, обеспечив каждую полным набором помещений, необходимых для самостоятельного функционирования. Соединив их переходом по первому этажу, проектировщики предоставили ученикам различных возрастных групп возможности общения друг с другом. А отдельные входы для учащихся начальных классов, среднего звена, старшеклассников, преподавателей и персонала позволяют избегать утренних «пробок» на входе в здание.


В учебных модулях расположены соответствующие классы естественно-научного и гуманитарного направления, кабинеты математики, информатики, лекционные аудитории. В научном модуле имеется свой лабораторный центр, оснащенный современным оборудованием.


Проектировщики предусмотрели в мега-школе два атриума: 4-х уровневый, в старшей школе и 3-х уровневый – в начальной. В большом атриуме, напоминающем Колизей, расположено главное общественное пространство образовательного центра с амфитеатром на 700 мест. Здесь можно устраивать концерты, фестивали и другие массовые мероприятия. Полукруглую сцену освещают софиты, закрепленные на стальной подвесной конструкции. Атриум служит также альтернативой внутреннему дворику, способствуя формированию навыков общения у детей, а его прозрачный потолок подчеркивает связь с природой.


«Мы понимаем, что очень важно соблюсти баланс между открытостью и психологической защищенностью учеников, – отметила Алла Лалакина. – Открытые большие пространства могут пугать ребенка, наталкивать его на мысль об одиночестве и своей незначительности. Поэтому идеальным решением стало деление пространства образовательного центра на функциональные зоны». Зонирование достигается благодаря мобильному оборудованию и мебели, передвижным интерактивным панелям и другим элементам интерьера. Здесь активно применяются трансформируемые перегородки. Такое решение позволяет быстро изменять среду под любые образовательные задачи.


В деловой части общешкольного центра расположены зоны общественной деятельности, коворкинги, медиа-зона, центр школьного самоуправления, литературный клуб с медиа-кафе. На верхних этажах центрального модуля старшей школы находятся студии собственного телевидения и звукозаписи, малый зрительный зал на 300 мест, библиотека, редакция СМИ, кабинеты блока «Искусство». В блоке «Технология и IT» учебные мастерские разделены на зоны обработки материалов, автоматической и ручной сборки, электроники, 3D моделирования и программирования, робототехники и виртуальной реальности. На территории школы есть испытательные полигоны для управляемых объектов.


Решая задачу, как накормить в комфортных условиях за две перемены почти 3000 детей, в старшей школе вместо одного огромного обеденного зала на 1000 мест проектировщики сделали несколько и рассредоточили их по этажам, получив многоуровневый ресторан. Поэтому у каждого ученика есть возможность кратчайшим путем попасть в столовую там, где у него закончился урок.


Начальная школа – малая планета образовательного пространства – имеет собственный атриум. В здании есть также вестибюль, гардероб, обеденный зал на 560 мест, обеспечивающий питание детей в две перемены. На верхних этажах размещены лаборатории исследовательской деятельности, зрительный зал на 300 мест, библиотека, мини-типография.


Спортивные блоки запроектированы отдельно для начальной и старшей школы, в которой предусмотрен большой игровой зал. Есть еще тренажерный, зал для гимнастики и хореографии, занятий с детьми из специальной медицинской группы. На обширной территории образовательного центра расположены спортплощадки, зоны отдыха, теплицы, цветники.


«В целом, архитектура мега-школы, ее технологическое и техническое оснащение продиктованы стремлением поднять образовательный процесс на высочайший уровень, дать возможность детям мечтать, ставить перед собой сложные задачи и добиваться хороших результатов», – отметила генеральный директор ПИ «Гипрокоммундортранс», член гражданского собрания «Лидер» Екатерина Алексеева. 


Информационная справка


В 2024 году образовательный центр «Содружество» вошёл в число победителей X Международного профессионального конкурса НОПРИЗ в номинации «Лучший проект общественных зданий и сооружений, включая объекты спорта и здравоохранения»; получил диплом лауреата смотра-конкурса «Зодчество ВРН»-2024» в номинации «Объект социального и культурного назначения» - «Постройки» и принёс ПИ «Гипрокоммундортранс» звание лауреата конкурса «Строительный Олимп», став лучшим реализованным проектом в сфере образования по итогам 2023 года.

 

Ирина Размустова

другие новости