Школа должна быть местом больших возможностей

В конце минувшей рабочей недели, 19 апреля, воронежскую мега-школу посетила делегация, в состав которой вошли ведущие специалисты Департамента образования и науки города Москва (ДОНМ), дирекции по строительству и реконструкции зданий и сооружений образовательных организаций. Гостей сопровождали руководители и ведущие архитекторы ПИ «Гипрокоммундортранс» (ГКДТ), а проводили экскурсию представитель ГБУ ДПО Воронежской области «Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова» и директор учебного заведения Ольга Струкова.

«Образовательный центр «Содружество» стал для нашей страны объектом, практически не имеющим аналогов, и вызывает большой интерес представителей сферы образования и строительного комплекса из разных регионов, – отметила гендиректор ПИ «Гипрокоммундортранс» Екатерина Алексеева. – Архитекторы ГКДТ рассказывали в качестве приглашённых спикеров о своём уникальном проекте мега-школы на форумах 100+TechnoBuild в Екатеринбурге и BUILD SCHOOL-2023 в Москве. Активные участники этих мероприятий – представители ДОНМ пожелали лично ознакомиться с образовательным центром «Содружество», и мы пригласили их в Воронеж для обмена опытом».


В ходе экскурсии по мега-школе московская делегация осмотрела обширную территорию со спортплощадками, стадионом, детскими площадками, теплицами. В здании образовательного центра представителей столичных ведомств заинтересовал, в частности, пищеблок с индивидуальным лифтом для подачи блюд и двухуровневый ресторан для школьников. Особое внимание уделили также ситуационному центру, где с помощью видеонаблюдения на мониторах отображается всё происходящее в учебном заведении и на прилегающей территории с целью обеспечения безопасности детей.


«Современное здание площадью 60 тыс. кв. метров не может не поражать масштабностью идей. Для нас был особо интересен опыт эксплуатации такой школы, – подчеркнула заместитель руководителя Департамента образования и науки г. Москва Александра Корнеева. – Главное общественное и коммуникационное пространство мега-школы – атриум с амфитеатром на 700 мест, где прозрачный потолок обеспечивает естественное освещение всей площади. Это настоящая альтернатива внутреннему дворику». Причём атриум используется в образовательном центре ежедневно, на каждой перемене дети поют караоке, танцуют и на сцене, и на ступенях.


В числе ключевых особенностей «Содружества» Александра Корнеева выделила, в частности, отсутствие столпотворения учеников, преподавателей и персонала за счет единых открытых пространств, продуманного функционального зонирования и навигации; баланс между открытостью и психологической защищенностью. Поскольку пространство разделено на функциональные зоны: медиа-зона, коворкинги, учебные пространства, общественные зоны. Зонирование мобильным оборудованием и мебелью, трансформируемыми перегородками позволяет делить классы на подгруппы. Замруководителя ДОНМ отметила также комфортную акустику и размещение в рекреациях диванов, которые делают пребывание в здании удобным и уютным.


В тот же день в воронежском Доме архитектора прошёл паблик-ток. Здесь состоялся обмен опытом по созданию стандартов проектирования социальных объектов образования. В своём приветственном слове министр архитектуры и градостроительства Воронежской области Андрей Еренков подчеркнул, что несмотря на тенденцию применения типового проектирования в социальной сфере, наш регион может гордиться яркими индивидуальными проектами, которые занимают почётные места в архитектурных конкурсах. И ПИ «Гипрокоммундортранс» является лидером в проектировании соцобъектов.


В качестве спикеров в Доме архитектора выступили заместитель руководителя московского департамента образования и науки Александра Корнеева и замначальника управления проектных решений дирекции по строительству и реконструкции зданий и сооружений Дарья Джавадова.


Александра Корнеева презентовала современные подходы к проектированию и строительству московских школ. Речь шла, в частности, о комплексном развитии территорий, единому подходу к формированию образовательной среды. «Школа должна быть центром района, местом больших возможностей, – заявила замруководителя ДОНМ. – Среда формирует сознание ребенка и то, кем он себя ощущает. Поэтому школа — не просто инфраструктурный или архитектурный объект, а место, где поколения договариваются о том, как они будут жить дальше». Сейчас большое значение имеет переосмысление индустриальной модели образования: уход от «конвейерного принципа» обучения.


Становится всё более актуальной необходимость подготовки педагогов с учётом специфики работы в новых образовательных пространствах. В Доме архитектора обсудили также ключевую роль функционального заказчика и грамотного технологического задания на проектирование. Поскольку нельзя создать хорошую школу без педагогов и директора.


Участники паблик-ток адресовали много профессиональных вопросов Дарье Джавадовой, которая рассказала о проектировании и строительстве московских объектов образования. В итоге, диалог оказался конструктивным и полезным для обеих сторон.

 

Ирина Размустова

другие новости